Горячая линия
8 (4832) 62-13-03
8 (4832) 62-13-06
Версия для
слабовидящих
Работа с обращениями
граждан и организаций

Помощь детям с ограниченными возможностями

Прослушать

Семья – это микросоциум, где осуществляется воспитание, формирование личности. От позиции семьи зависит становление личности, формирование ее социальной роли.

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями требуют особого внимания и заботы. Им необходима всесторонняя социальная помощь и психолого-педагогическая поддержка.

Детская инвалидность в последнее десятилетие стала предметом широкого обсуждения на самых высоких международных уровнях. Инвалидность детей является важной проблемой здравоохранения и социальных служб нашей страны.

Среди причин, способствующих инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. Поскольку первичную социализацию человек проходит в семье, то именно семейный микроклимат создает или не создает соответствующие личные возможности для реализации права на здоровье.

Рождение в семье больного ребенка, его воспитание, обучение, общение с ним является фактором, травмирующим психику матери, в связи с чем у матери могут появиться психические расстройства с преобладанием личностных и поведенческих нарушений. Практика показывает, что некоторые родители психологически опустошены и подавлены на долгие годы, тогда как другие стремятся мобилизировать себя и других членов семьи. Мама должна знать, что нужно вовремя расширять круг общения для ребенка-инвалида, вывести его из вынужденной изоляции. Но сделать это нужно осторожно, тактично, с любовью. Ребенок должен воспитываться в радости и любви. Ведь жизнь взрослого является продолжением детской жизни и вырастает из нее.

Функции ухода за ребенком-инвалидом распределяются неравномерно среди членов семьи, а ведь такой фактор, как включенность отца в воспитание, положительно влияет на психологическое самочувствие ребенка-инвалида. При отсутствии такой включенности дети-инвалиды испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Ребенок в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие общества и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.

Важным фактором при проведении экспертно-реабилитационной диагностики и разработки ИПР ребенка-инвалида, является оценка его коммуникативного развития, игровой и учебной деятельности. Не менее значимым моментом является анализ семейных отношений. Реабилитация детей в силу их особого положения – это процесс длительный, многолетний, требующий непрерывных усилий как со стороны инвалида, так и со стороны его семьи, окружения. Родители должны быть активными и непосредственными исполнителями реабилитационной программы.

Большое значение для адаптации детей с ограниченными возможностями имеет образование, для обеспечения которого используются специальные образовательные программы и соответствующие технические средства.

Перечень высших учебных заведений, принимающих на обучение инвалидов:

1. Государственный специализированный институт искусств.

Москва, Резервный проезд, 10/12. Театральный. Музыкальный. Изобразительного искусства. Инвалиды с физическими и сенсорными нарушениями.

2. Заокская семинария церкви адвентистов седьмого дня. 301000, Тульская обл. пос. Заокский, ул. Руднева, 43-а. Богословский (заочно). Сельскохозяйственный. Инвалиды с физическими и сенсорными нарушениями.

3. Заочный народный университет искусств 101026, Москва 1, Армянский пер. 131.0. Изобразительный. Музыкальный. Кинофотоискусства. Театральный. (Платное дистанционное индивидуальное обучение).

4. Московский институт-интернат. 107150, Москва, ул. Лосиноостровская, 49. Экономический. Прикладной математики. Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата до 30 лет.

5. Московский областной государственный институт физической культуры (заочное отд.). 140090, Московская обл., пос. Малаховка, ул. Шоссейная, 33. Кафедра физкультурно-оздоровительной техники. Инвалиды с физическими нарушениями кроме имеющих ампутацию обеих конечностей на любом уровне.

6. Российская академия предпринимательства. 129272, Москва, ул. Трифонова, 57. Курсы брокеров (2-х недельные). Инвалиды с физическими и сенсорными нарушениями.

7. Институт реабилитации и профессиональной подготовки слепых. г. Волоколамск. Тифлопедагогика. Социальная работа. (инвалиды по зрению).

Перечень образовательных учреждений среднего профессионального образования для инвалидов Министерства социальной защиты населения Российской Федерации:

№ п/п

Учебные заведения

Специальность (профессия)

Уровень образования

Форма обучения

Срок обучения

1

Ивановский радиотехнический техникум-интернат

тел. 7-01-18,

153345, г. Иваново,

ул. Музыкальная, д.4

Техническое обслуживание

и ремонт радиоэлектронной техники

Основное общее

Среднее (полное) общее

Очная

Очная

3г. 10мес.

2г. 10мес.

2

Калачевский техникум-интернат бухгалтеров

Тел. 23-84,

404520, Волгоградская обл., г. Калач н/Д,

ул. 65-й Армии, 2

Экономика, бухгалтерский учет и контроль

Основное общее

Среднее (полное) общее

Очная

Очная

2г. 10мес.

2г. 10мес.

3

Калужский сельскохозяйственный техникум-интернат

Тел. 71-134,

249102, Калужская обл., Дзержинский район,

село Льва Толстого

Агрономия

Среднее (полное) общее

Очная

2г. 10мес.

4

Кинешемский технологический техникум-интернат.

Тел. 5-33-12,

155400, Ивановская обл., г. Кинешма, 1,

ул. Юрьевецкая, 46

Производство изделий из кожи

Основное общее

Среднее (полное) общее

Очная

Очная

3г. 7мес.

2г. 7мес.

5

Кунгурский техникум-интернат бухгалтеров

Тел. 3-50-87,

617401, Пермская обл.,

г. Кунгур,

п/о Садоягодное

Экономика, бухгалтерский учет и контроль

Основное общее

Среднее (полное) общее

Очная

Очная

2г. 10мес.

1г. 10мес.

6

Курское музыкальное училище-интернат для слепых

Тел. 2-40-84,

305004, г. Курск,

ул. Карла Маркса, 23

Народное исполнительство, хоровое дирежирование, подготовительное отделение

Основное общее

Очная

3г. 10мес.

7

Михайловский техникум-интернат бухгалтеров,

Тел. 2-15-62,

391710, Рязанская обл.,

г. Михайлов

Экономика, бухгалтерский учет и контроль, менеджмент, программное обеспеч. вычислительной техники и автоматизированных систем

Основное общее

Среднее (полное) общее

Основное общее

Среднее (полное) общее

Очная

Очная

Очная

Очная

2г. 10мес.

1г. 10мес.

3г. 10мес.

2г. 10мес.

№ п/п

Учебные заведения

Специальность (профессия)

Уровень образования

Форма обучения

Срок обучения

8

Новочеркасский технологический техникум-интернат

Тел. 2-31-17,

346430, г. Новочеркасск, просп. Подтелкова, 116

Швейное производство, производство изделий из кожи

Основное общее

Среднее (полное) общее

Очная

Очная

3г. 7мес.

2г. 7мес.

9

Оренбургский техникум-интернат

Тел. 3-13-58,

460021, г. Оренбург,

просп. Гагарина, 9

Экономика, бухгалтерский учет и контроль

Основное общее

Среднее (полное) общее

Очная

Очная

2г. 8мес.

1г. 8мес.

10

Московский политехникум

Тел. 267-75-41,

107082, г. Москва,

ул. Большая почтовая, 20

Делопроизводство и архивоведение

Экономика, бухгалтерский учет и контроль

Основное общее

Среднее (полное) общее

Среднее (полное) общее

Очная

Очная

Очная

2г. 10мес.

1г. 10мес.

1г. 10мес.

11

Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха

Тел. 470-64-13,

189623,

г. Санкт-Петербург,

Павловск,

ул. Коммунаров, 18

Дизайн

Право и организация социального обеспечения

Организация социально-реабилитационной работы с глухими

Социально культурная деятельность и народные промыслы

Художественное оформление

На базе спец. общеобразовательной школы-интерната для глухих детей

Основное общее

Среднее (полное) общее

Среднее (полное) общее

Среднее (полное) общее

Очная

Очная

Заочная

Очная

Заочная

2г. 10мес.

4г.

2г. 8мес.

3г. 10мес.

3г. 8мес.

12

Сиверский техникум-интернат

Тел. 92-041,

188230, Ленинградская обл., Гатчинский район, пос. Сиверский, Республиканский пр., 72

Экономика, бухгалтерский учет и контроль

Основное общее

Среднее (полное) общее

Очная

Очная

2г. 10мес.

1г. 10мес.

13

Новокузнецкое среднее профессионально-техническое училище-интернат.

Тел. 37-96-14,

654000, Кемеровская обл., г. Новокузнецк,

ул. Малая, 9

Менеджмент

Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры

Изготовитель художественных изделий из дерева

Среднее (полное) общее

Среднее (полное) общее

Основное общее

с получением среднего (полного) общего

Очная

Очная

Очная

3г.

3г.

3г.

Родители ребенка с ограниченными возможностями должны знать, что имея право на получение различных видов и форм социальной помощи и поддержки, им необходимо самим активно участвовать в обеспечении культурного развития ребенка, его участия в общественной жизни, активно участвовать в создании родительских ассоциаций. Родители должны знать адреса и возможности в оказании помощи и услуг территориальных центров социального обслуживания, реабилитационных центров для детей и подростков, центров социально-психологической поддержки населения.

ПЕРЕЧЕНЬ центров реабилитации для лиц с дефектами умственного и физического развития

Наименование реабилитационного центра

Место нахождения

Направление деятельности (виды реабилитации)

1

Государственное учреждение социального обслуживания

«РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития Советского р-на г. Брянска»

241037, г. Брянск,

ул. Дуки, дом 48

тел.64-79-35

Психолого-педагогические, социальные;

логопедические;

медицинские* (ЛФК, массаж)

2

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития Бежицкого р-на г. Брянска»

241035, г. Брянск,

Б-р 50 лет Октября, 6

тел. 51-00-82

Психолого-педагогические, социальные;

логопедические;

медицинские* (ЛФК, массаж)

3

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития Фокинского р-на г. Брянска»

241020, г. Брянск,

пр. Московский, 58

тел.73-77-44

Психолого-педагогические, социальные;

логопедические;

медицинские* (ЛФК, массаж)

4

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития г. Сельцо»

241550, г. Сельцо,

ул. Светлова, дом 2 корп.4

тел. 97-03-01

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж)

5

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физии го развития Дубровского р-на»

242750, п. Дубровка, Микрорайон, 1,

тел. 8 (48332) 9-11-56

Психолого-педагогические, социальные;

логопедические;

медицинские* (ЛФК, массаж)

6

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития Жуковского р-на»

242700, г. Жуковка, ул. Парковая, д.2

тел. 8 (48334) 3-59-59

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж, физиопроцедуры)

7

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития Дятьковского р-на»

242600, г. Дятьково, Усадьба РТС, 30а

тел. 8 (48333) 3-23-85

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж, физиопроцедуры)

8

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития Жирятинского р-на»

242028, п. Жирятино, ул. Мира, 10

тел. 8(48344) 3-03-66

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж,)

9

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития г. Клинцы»

243140, г. Клинцы,

ул. Пушкина, д.47

тел8. (48336) 4-44-32

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж, физиопроцедуры)

10

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития Климовского р-на»

241040, п. Климово, ул.Коммунистическая, д.2,

тел. 8 (48347) 3-14-76, 3-16-75

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж)

11

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития Клетнянского р-на»

242820, п. Клетня,

ул. Гоголя, 6-а,

тел. 8 (48338) 9-10-99

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж)

12

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития Красногорского р-на»

243160,

п. Красная Гора,

ул. Советская, 18,

тел. 8 (48346) 9-14-22

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж)

13

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития Навлинского р-на»

142130, п. Навля,

ул. Красных партизан, 18/2,

тел. 8 (48342) 2-20-18

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж)

14

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития

г. Новозыбкова»

243020,

г. Новозыбков,

ул. Ленина, 24

тел. 8 (48343) 5-59-60, 5-67-33

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж, физиопроцедуры)

15

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития Почепского р-на»

243400, г. Почеп,

ул. Кирова, 9

тел. 8 (48345) 3-19-74, 3-19-82

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж, физиопроцедуры)

16

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития Стародубского р-на»

243240, г. Стародуб

ул. Евсеевская, 10

тел. 8 (48348) 2-34-98

Психолого-педагогические,

социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж, физиопроцедуры)

17

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития Погарского р-на»

243550, г. Погар

ул.Октябрьская, 30,

тел. 8 (48352) 2-24-80

Психолого-педагогические, социальные;

логопедические;

медицинские* (ЛФК, массаж)

18

ГУСО «РЦ для лиц с дефектами умственного и физического развития Трубчевского р-на»

242220, г. Трубчевск, ул. Свердлова д.71,

тел.8(48352) 2-60-06

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж, физиопроцедуры)

19

ГУСО «РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями Озерный»

241004,

Брянский район,

п. Осиновая Горка,

тел. 94-93-39, 94-93-76

Психолого-педагогические., социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж, физиопроцедуры)

20

Отделение реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями Центра помощи семье и детям Володарского р-на г.Брянска

241021, г. Брянск, Володарский р-н,

пер Димитрова, д. 3 тел. 26-45-92

Психолого-педагогические социальные;

логопедические;

медицинские* (ЛФК, массаж)

21

Отделение реабилитации детей-инвалидов Центра социального обслуживания населения Севского р-на

242440, г. Севск,

ул. Ленина, 51

тел. 8 (48356) 9-55-54

Психолого-педагогические, социальные;

логопедические.

22

Отделение реабилитации детей-инвалидов ГУ КЦСОН Унечского р-на

243300, г. Унеча,

ул. Попова, 2

тел. 8 (48356) 2-34-77

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж, физиопроцедуры)

23

Отделение дневного пребывания детей и подростков с ограниченными возможностями и часто длительно болеющих детей ГУ КЦСОН п. Б.Берега

241037 п.Б. Берега,

ул. Ромашина д.7

тел. 8 (48356)71-47-47

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж)

24

Отделение реабилитации ГУ КЦСОН Брасовского р-на

242310, п. Локоть, ул.Лесная, 23

тел. (8 483 56) 9-15-98

Псих.-пед., социальные; логопедические; медицинские* (массаж,)

25

Отделение реабилитации ГУ КЦСОН Карачевского р-на

242500, г. Карачев,

ул. Маяковского, д. 15,

тел. 8 (48356) 2-19-49

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (ЛФК, массаж)

26

ГУСО « Реабилитационный центр Суражского района»

243500, г. Сураж,

ул. Ворошилова, д.3

тел. (48330) 2-22-22, 2-15-81

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (массаж,)

27

Отделение реабилитации ГУ КЦСОН Злынковского р-на

243600, г. Злынка, ул. Коммунальная, д.17

тел: (48358) 2-14-34

Психолого-педагогические, социальные; логопедические; медицинские* (массаж,)

Методы психологической реабилитации могут быть: беседа, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки как для детей-инвалидов, так и для членов их семей.

Рекомендации родителям:

  1. Будьте терпеливы и наблюдательны. Внимательно наблюдайте за ребенком. Старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует новые навыки. Разговаривайте с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы. Говорите с ним по очереди.
  2. Будьте систематичны и последовательны. Постарайтесь играть с ребенком каждый день примерно в одно и тоже время и класть его игрушки, инструменты, одежду в одно и тоже место.
  3. Разнообразьте занятия, каждый день вносите в занятия небольшие изменения. Занимайтесь разными способами и в разных местах, в помещении и на улице. Водите ребенка в поле, на речку, на рынок.
  4. Будьте выразительны. Показывайте свои чувства и мысли выражением лица и интонацией голоса. Говорите внятно и просто («не сюсюкайте»). Почаще хвалите и поощряйте ребенка. Ищите способы превратить все в игру.
  5. Будьте практичны. По мере возможности, выбирайте те навыки и знания, которые помогут ребенку стать более самостоятельным и способным больше делать для себя и для других. Избегайте чрезмерной опеки.
  6. Сохраняйте уверенность. Все дети тем или иным способом откликаются на заботу, внимание, любовь. С вашей помощью ребенок, отстающий в развитии, станет более приспособленным.
  7. Чаще хвалите ребенка. Хвалите его ласково, ласково обнимайте его. Когда у ребенка что-то не получается, лучше обойти это молчанием или просто сказать что-нибудь вроде «Жаль не вышло, но ничего, в следующий раз получится». Избегайте давать в награду сладости и еду.
  8. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все что вы делаете просто и доходчиво.
  9. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело и научиться владеть руками. Зеркало позволяет видеть и узнавать части своего тела.
  10. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполняйте действия сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.

Золотое правило реабилитации: когда ребенку трудно что-нибудь делать, то для его развития полезнее, если вы дадите ему возможность делать самому, поддерживая и поощряя.

Качество обучения зависит от терпения, ласки, а не от того, сколько времени на это затрачено.